На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Вера, надежда, любовь

4 413 подписчиков

Монастыри Москвы

   Многие паломники направляются в Москву, чтобы посетить самые знаменитые монастыри России. Расскажем немного о них (http://allmsk.mrezha.ru/moscow-monastir.html).

Монастыри (от греч. monasterion – келья отшельника), общины монахов (мужской монастырь) или монахинь (женский монастырь), принимающие единые правила жизни (устав).

Первые христианские монастыри возникли как поселения отшельников (III - IV вв. в Египте). Монастыри способствовали распространению грамотности, книжного дела. В России крупнейшие мужские монастыри называются лаврами.

Первые монастыри в Москве были основаны еще в XIII веке. На сегодняшний день сохранился только Свято-Данилов монастырь, датой основания которого считается 1282 год.

Большинство монастырей было построено в период со второй половины XIV века по XVII век включительно.

Особенностью первых монастырей было то, что они возводились не только как монашеская обитель, но и с оборонительной целью. Поэтому монастыри строились преимущественно на возвышенностях и окружались крепостными стенами с башнями и бойницами. Во время войн и набегов в монастырях прятались окрестные жители. Этим же объясняется то, что основная масса монастырей находится в южной части Москвы и Подмосковья, т.е. со стороны нападения кочевников.

    Воскресенский монастырь Нового Иерусалима основан в середине XVII века Святейшим Партиархом Никоном.   
     В центре монастырского ансамбля расположен грандиозный Воскресенский собор (1658 – 1666; 1679 – 1685 гг.), возеденный "в меру и подобие" храма Гроба Господня в Иерусалиме.
Он состоит из трех основных архитектурных объемов. С восточной стороны расположена одноглавая, углубленная в землю церковь святых равноапостольных Константина и Елены. Она повторяет палестинский прообраз подземный храм на месте обретения в IV веке Креста Господня, сброшенного после распятия Христова с горы Голгофы в глубокую каменВоскресенский собор и церковь св. равноапост. Константина и Еленыную цистерну.
     Центральный объем воспроизводит Кафоликон Иерусалимского Собора. Это увенчанный большой главой храм Воскресения Христова. В его заалтарном обходе устроены в честь Страстей Господних три придела, каждый из которых имеет свою главку. С юга расположен Голгофский придел, где воспроизведено Лобное место с Крестом Господним.
     Западная часть Собора представляет собой перекрытую шатром ротонду над Часовней Гроба Господня местом погребения и Воскресения Спасителя.
В конце XVII века монастырь окружен крепостной оградой с башнями и надвратной церковьюНадвратная церковь Входа Господня в Иерусалим Входа Господня в Иерусалим. Тогда же вдоль западного прясла стены выстроен корпус Трапезных палат с храмом Рождества Христова, символизирующим Палестинский Вифлеем. 
     На протяжении XVIII – XIX столетий монастырские сооружения частично перестраивались и оформлялись в стиле барокко и классицизма. 
     В 1919 г. Воскресенский монастырь был закрыт, и на его территории образован музей. 10 декабря 1941 года архитектурный ансамбль Нового Иерусалима был взорван немецко-фашистскими оккупантами. Реставрационные работы конца 1940-х - начала 1990-х годов восстановили внешний облик всех монастырских сооружений, за исключением колокольни Воскресенского собора.Воскресенский собор
     С 1994 года в монастырских храмах возобновлены богослужения. В 1995 году после 75 - летнего перерыва в старинной обители была возобновлена иноческая жизнь. 
     В настоящее время на территории ансамбля размещены Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь и Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим".
     В 1970–80 годы в парковой зоне монастыря было положено начало музею деревянного зодчества под открытым небом, в составе которого памятники народного деревянного Часовня (XVII в.)зодчества: часовня, крестьянская усадьба Кокориных с интерьером и ветряная мельница.
     Когда строили подземную церковь Константина и Елены, то из-под земли забил родник. Над родником сделали сруб, это место назвали “Святой колодец”. Он сохранился до сих пор, находится в правом приделе церкви. Из колодца в Гефсиманский сад отведена труба. Вода в саду у основания Сионского склона изливается мощной струей. Источник считается чудодейственным, а вода в нем - святой.
     На территории Новоиерусалимского монастыря находится монастырский некрополь, в котором захоронены не только основатели и настоятели обители, но и дворяне древних фамилий, а также крупные монастырские вкладчики. Сам Патриарх Никон по завещанию захоронен под Голгофой в приделе Иоанна Предтечи, там, где в храме Гроба Господня, по преданию, похоронены ветхозаветный первосвященник Мелхиседек и первый человек Адам.

    

наверх